Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)

3. €А«Т0М0БНЛИСТ> 21 января 1989 г Виктор Иванович Зеленое — незаменимый человек в Гря- зинской автоколонне № 1389. Он — кузнец высокого класса, может отковать самую замысловатую деталь. Вот за это его и уважают в коллективе. Фото С. Дмитриева. Экономический всеобуч Вторая модель хозрасчета . ___ ^ оо«ттилл лтВ^ЛИИ с 1- января 1988 года все предприятия ТПО, «Липещкавто- трано работают в условиях самоокупаемости и самофинан­ сирования, по первой модели хозрасчета. Она основана на нормативном распределении прибыли. Ее недостаток заклю­ чается в том, что все распре­ деление прибыли строго регла­ ментировано утвержденными нормативами. Кроме того, и фонд зарплаты определяется от суммы доходов по угаерж- девному нормативу. В настоящее время в пред­ приятиях ведется подготови­ тельная работа по переходу предприятий на работу по вто­ рой модели хозрасчёта, кото­ рая основана на нормативном распределении дохода. Общие доходы предприятия распределяются следующим об­ разом. Из доходов исключают­ ся: 2-процеятные отЗД!Сления на строительство дорог. Мате­ риальные затраты, куда отно­ сятся все расходы предприятия (кроме заработной платы). Плата в бюджет за производ­ ственные фонды, плата за тру­ довые ресурсы, уплата про­ центов за банковский кредит. После исключения перечис­ ленных платежей остается до­ ход, подлежащий распределе­ нию. От оставшейся суммы доходов предприятия произво­ дят отчисления в бюджет и ре­ зерв министерства но утверж­ денным нормативам. Остальная сумма составляет хозрасчетный доход предпри^ тия,_ который направляется в фонд развития -производства, пауки и техники; фонд соци­ ального развития и в единич­ ный фонд оплаты труда. Первые два фонда начисля­ ются по нормативам, в единый фонд оплаты труда зачисля­ ется вся сумма, оставшаяся после направления хозрасчет­ ного дохода в фовд развития производства, науки и техники и в фонд социального разви­ тия. Единый фонд оплаты труда образуется как сумма фонда материального поощрения и фонда заработной платы. Он может увеличтшаться на 1,5 процента при 100-процентном выполнении договоров на пе­ ревозку грузов и доходов от перевозок пассажиров. Указанное увеличение едино­ го фонда оплаты труда произ­ водится за счет финансового резерва или хозрасчетного до­ хода до его распределения по нормативам в фонды экономи­ ческого стимулирования. При невыполнении предпри­ ятиями договоров на перевозку грузов и доходов размер от­ числений в ЕФОТ уменьшается на 0,3 процента за каждый процент невыполнения, а сум­ ма снижения направляется в финансовый резерв. Учреждения банков контро­ лируют соблюдение учрежден­ ного по годам пятилетки нор­ мативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производи­ тельности труда. Хотелось бы подчеркнуть, что если при первой модели хозрасчета выплата заработной платы гарантирована, то при второй модели заработная пла­ та связана со всеми затратами на производство. Чем дешевле обходятся предприятию пере­ возки, тем '^льше размер за­ работной платы, и чем выше затраты — тем меньше средств остается в едином фонде оп­ латы труда. Иными словами, чем эффектив.нее, экономнее, лучше работает предприятие, тем большую зарплату получа­ ет каждый работник. В ряде предприятий уже сделаны необходимые расче­ ты для работы по второй мо­ дели хозрасчета. Проанализи­ рована работа за 9 месяцев. Результаты обсуждены на со­ браниях, экономических заня­ тиях, СТК (АК № 1414, объе­ динение «Автотехобслужива- ние>). При второй модели хозрас­ чета отпадает понятие фонда заработной платы, не доводит­ ся норматив, не бывает пере^- расхода фонда заработной платы.Коллектив получает то, что заработал. Вопрос о том, на какой мо­ дели хозрасчета будет работать предприятие, решает коллек­ тив. Всем предприятиям следу­ ет очень серьезно подойти к решению этого вопроса. Л. КУЗНЕЦОВА, начальник финансового отдела ТПО сЛнпецкавтотранс». Вопрос редакции На письма читателей отвеча­ ет вачалыгак отдела труда н заработной платы ТПО <Ля- пецкавтотрано Р. И. Усикова. — счет квкях источников устанавливаются надбавки спе­ циалистам за высокие дости­ жения в труде и какими кри­ териями руководствуются при установлении надбавок? — спрашивает В. С. Кособукнн. — Надбавки за высокие до­ стижения в труде должны от­ ражать конкретные результа­ ты производственной деятель­ ности каждого работника и вводиться на тех участках ра­ боты, где есть шказатели из­ мерения этих должностей (план, задание я др.). В первую очередь их реко­ мендуется устанавливать ли­ нейному персоналу — масте­ рам, начальникам участков и цехов, а также специалистам, обеспечивающим стабильное выполнение плана. Надбавки за высокие дости­ жения в труде устанавливают­ ся работникам на основе аттес- ' тацяи или иного порядка оцен­ ки качестаа работы и результа­ тивности их деятельности. Надбавки отменяются или уменьшаются при ухудшении работниками показателей рабо­ ты. Надбавки за высокие дости­ жения в труде устанавливают­ ся в размере до 50 процентов должностного оклада за счет и в пределах экономии по фон­ ду заработной платы соответ. ствующей категории работни­ ков. — Кого следует относить к руководителям, специалистам и служащим? — интересуется А. Н. Козин. — Руководители — это та категория работников, которая организует я управляет дея­ тельностью трудовых, коллекти­ вов, руководители предприятий и обмдиненяй, организаций, их заместители, яачальншш отде­ лов и служб. Специалисты — это конст­ рукторы, технологи, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрис- коисульты. Технические ясполнители: машинистки, секретари-маши­ нистки, табельщики, нарядчи­ ки, инспекторы, старшие кас­ сиры, контролеры пассажирско­ го траиопорта, агенты и др. относятся к категории служа­ щих. Каков порядок оплаты труда за ночные часы работы при многосменном режиме работы? — спрашивает Н. С Осин. В соответствии с письмом Мннавтотранса РСФСР от 15.07.88 г. и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС доплаты и льготы за работу в' вечернюю и ночную смены могут устанав­ ливаться только работникам, занятым в многосменном режи­ ме, при этом многосменным считается такой режим, коода в объединении, на предприятия и в организации или его под­ разделениях (как основной, так я не основной деятельно­ сти) 1 в течение суток работа организована в две и более смен, и продолжительность каждой смены не превышает 8 часов. Иные режимы с разделением рабочего .дня на две части, с суммированным учетом рабочет го времени, суточные дежурст­ ва — к многосменному режи­ му не относятся и на работни­ ков, работающих в этих ре­ жимах, доплаты и льготы, пре­ дусмотренные указанным поста- вовлеянем, не |расоространяюг- ся. Вечерней следует считать ра­ бочую смену, предшествующую ночвой. Доплата и дополни­ тельный отпуск за работу в ве­ чернюю я ночную смены мо­ жет устанавливаться только а случае, если работники чере­ дуются по сменам равномер­ но, как правило, через неде­ лю, в часы, предусмотренные графиком. Доплата установле­ на 'рабочим, мастерам, рукооо- дятелям участков, специалис­ там и служащим, работающим в двух и трехсменном режиме за ночную смену — 40 про­ центов часовой тарифной став­ ки, за каждый час работы за вечернюю смену (смену пред- шествукицую ночной) — в раз­ мере 20 процентов. Указанные доплаты за рабо­ ту на многосменном режиме вводятся за счет средств, зара­ батываемых трудовыми кол­ лективами в пределах фонда заработной платы и фонда ма­ териального поощрения пред­ приятий и организаций. В связи с тем, что доплаты за работу в многосменном режиме вводятся за счет средств, зарабатываемых тру­ довым коллективом, админист­ рацией совместно с профсоюз­ ным комитетам, с широким участием рабочих и специалис­ тов должны быть разработаны и осуществлены меры, обеспе­ чивающие накопление необхо­ димых средств на эти цели за счет повышения эффективностн производства. Предприятия, не имекнцие на эти цади средств фонда зара­ ботной платы и ФМП, опла­ ту производят за каждый час ночной работы в размере 1/7 дневного часа. 30 лет ударного труда Тридцать лет изо дня в день ходят, на работу в Грязиноное автотранспортное предприятие Николай Николаевич Усачев. Тридцать лет самозабвенного труда по одной — единствен­ ной специальности — слеса 1 ря по ремонту автомашин. При­ шел сюда еще совсем моло­ дым человеком, опыта не было, знаний не хватало я сноровка не та. Но любознательность, пытливость, неудовлетворен­ ность тем, что уже имеет, сде­ лали свое дело: пришел опыт, накопились зяаиия, руки при- •вьжли к полюбившемуся ремес­ лу. Год от года менялась тех­ ника, совершенствовалось ее устройство. Вместе с нею со­ вершенствовались знания и умение Николая Николаевича. Д потом пришло время, ког­ да доверили целую бригаду. Это уже новые заботы, другие взаимоотношения с товарища­ ми по работе. Но они всегда были ровными, деловыми, че­ ловечными. Пришлось Николаю Николаевичу многие годы быть наставаиком и учителем моло­ дых, тех, кто только-толжо начинал свой трудовой путь. И никто не может пожаловать­ ся на Н. Н. Усачева. Он отда­ вал им весь багаж зна­ ний, свои навыки, доб­ роту души и коррект­ ность Взаимоотношений. За все это молодые слесари пла­ тили ему уважением и добро­ совестным трудом на производ­ стве. А пример им, как всегда, показывал ветеран труда, за­ служенный человек в коллек­ тиве Николай Николаевич Уса­ чев. С большим уважением отзы­ вается о Николае Николаевиче Усачеве директор автоколонны Алексавдр Тимофеевич Гань- шин. — С такими людьми, как Николай Николаевич, приятно работать. Надежный человек. Как-то был случай, что срочно требовалось заменить коробку передач на автобусе. Очень трудоемкая работа. А сроч­ ность заключалась в том, что уже по технической неисправ­ ности сошло с линии две ма­ шины. Интервал движения рез­ ко увеличился, а на улице мо­ роз градусов 25. Так, Николай Николаевич остался после ра­ боты и отремонтировал авто­ бус. Своим товарищам по ра­ боте только и сказал: — Там же люди на морозе авторе ждут... На снимке: Н. Н. Усачев — бригадир слесарей Грязинского автотранспортного предприя­ тия. Фото с. Дмитриева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz