Автомобилист. 1989 г. (г. Липецк)
3. €А«Т0М0БНЛИСТ> 21 января 1989 г Виктор Иванович Зеленое — незаменимый человек в Гря- зинской автоколонне № 1389. Он — кузнец высокого класса, может отковать самую замысловатую деталь. Вот за это его и уважают в коллективе. Фото С. Дмитриева. Экономический всеобуч Вторая модель хозрасчета . ___ ^ оо«ттилл лтВ^ЛИИ с 1- января 1988 года все предприятия ТПО, «Липещкавто- трано работают в условиях самоокупаемости и самофинан сирования, по первой модели хозрасчета. Она основана на нормативном распределении прибыли. Ее недостаток заклю чается в том, что все распре деление прибыли строго регла ментировано утвержденными нормативами. Кроме того, и фонд зарплаты определяется от суммы доходов по угаерж- девному нормативу. В настоящее время в пред приятиях ведется подготови тельная работа по переходу предприятий на работу по вто рой модели хозрасчёта, кото рая основана на нормативном распределении дохода. Общие доходы предприятия распределяются следующим об разом. Из доходов исключают ся: 2-процеятные отЗД!Сления на строительство дорог. Мате риальные затраты, куда отно сятся все расходы предприятия (кроме заработной платы). Плата в бюджет за производ ственные фонды, плата за тру довые ресурсы, уплата про центов за банковский кредит. После исключения перечис ленных платежей остается до ход, подлежащий распределе нию. От оставшейся суммы доходов предприятия произво дят отчисления в бюджет и ре зерв министерства но утверж денным нормативам. Остальная сумма составляет хозрасчетный доход предпри^ тия,_ который направляется в фонд развития -производства, пауки и техники; фонд соци ального развития и в единич ный фонд оплаты труда. Первые два фонда начисля ются по нормативам, в единый фонд оплаты труда зачисля ется вся сумма, оставшаяся после направления хозрасчет ного дохода в фовд развития производства, науки и техники и в фонд социального разви тия. Единый фонд оплаты труда образуется как сумма фонда материального поощрения и фонда заработной платы. Он может увеличтшаться на 1,5 процента при 100-процентном выполнении договоров на пе ревозку грузов и доходов от перевозок пассажиров. Указанное увеличение едино го фонда оплаты труда произ водится за счет финансового резерва или хозрасчетного до хода до его распределения по нормативам в фонды экономи ческого стимулирования. При невыполнении предпри ятиями договоров на перевозку грузов и доходов размер от числений в ЕФОТ уменьшается на 0,3 процента за каждый процент невыполнения, а сум ма снижения направляется в финансовый резерв. Учреждения банков контро лируют соблюдение учрежден ного по годам пятилетки нор мативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производи тельности труда. Хотелось бы подчеркнуть, что если при первой модели хозрасчета выплата заработной платы гарантирована, то при второй модели заработная пла та связана со всеми затратами на производство. Чем дешевле обходятся предприятию пере возки, тем '^льше размер за работной платы, и чем выше затраты — тем меньше средств остается в едином фонде оп латы труда. Иными словами, чем эффектив.нее, экономнее, лучше работает предприятие, тем большую зарплату получа ет каждый работник. В ряде предприятий уже сделаны необходимые расче ты для работы по второй мо дели хозрасчета. Проанализи рована работа за 9 месяцев. Результаты обсуждены на со браниях, экономических заня тиях, СТК (АК № 1414, объе динение «Автотехобслужива- ние>). При второй модели хозрас чета отпадает понятие фонда заработной платы, не доводит ся норматив, не бывает пере^- расхода фонда заработной платы.Коллектив получает то, что заработал. Вопрос о том, на какой мо дели хозрасчета будет работать предприятие, решает коллек тив. Всем предприятиям следу ет очень серьезно подойти к решению этого вопроса. Л. КУЗНЕЦОВА, начальник финансового отдела ТПО сЛнпецкавтотранс». Вопрос редакции На письма читателей отвеча ет вачалыгак отдела труда н заработной платы ТПО <Ля- пецкавтотрано Р. И. Усикова. — счет квкях источников устанавливаются надбавки спе циалистам за высокие дости жения в труде и какими кри териями руководствуются при установлении надбавок? — спрашивает В. С. Кособукнн. — Надбавки за высокие до стижения в труде должны от ражать конкретные результа ты производственной деятель ности каждого работника и вводиться на тех участках ра боты, где есть шказатели из мерения этих должностей (план, задание я др.). В первую очередь их реко мендуется устанавливать ли нейному персоналу — масте рам, начальникам участков и цехов, а также специалистам, обеспечивающим стабильное выполнение плана. Надбавки за высокие дости жения в труде устанавливают ся работникам на основе аттес- ' тацяи или иного порядка оцен ки качестаа работы и результа тивности их деятельности. Надбавки отменяются или уменьшаются при ухудшении работниками показателей рабо ты. Надбавки за высокие дости жения в труде устанавливают ся в размере до 50 процентов должностного оклада за счет и в пределах экономии по фон ду заработной платы соответ. ствующей категории работни ков. — Кого следует относить к руководителям, специалистам и служащим? — интересуется А. Н. Козин. — Руководители — это та категория работников, которая организует я управляет дея тельностью трудовых, коллекти вов, руководители предприятий и обмдиненяй, организаций, их заместители, яачальншш отде лов и служб. Специалисты — это конст рукторы, технологи, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрис- коисульты. Технические ясполнители: машинистки, секретари-маши нистки, табельщики, нарядчи ки, инспекторы, старшие кас сиры, контролеры пассажирско го траиопорта, агенты и др. относятся к категории служа щих. Каков порядок оплаты труда за ночные часы работы при многосменном режиме работы? — спрашивает Н. С Осин. В соответствии с письмом Мннавтотранса РСФСР от 15.07.88 г. и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС доплаты и льготы за работу в' вечернюю и ночную смены могут устанав ливаться только работникам, занятым в многосменном режи ме, при этом многосменным считается такой режим, коода в объединении, на предприятия и в организации или его под разделениях (как основной, так я не основной деятельно сти) 1 в течение суток работа организована в две и более смен, и продолжительность каждой смены не превышает 8 часов. Иные режимы с разделением рабочего .дня на две части, с суммированным учетом рабочет го времени, суточные дежурст ва — к многосменному режи му не относятся и на работни ков, работающих в этих ре жимах, доплаты и льготы, пре дусмотренные указанным поста- вовлеянем, не |расоространяюг- ся. Вечерней следует считать ра бочую смену, предшествующую ночвой. Доплата и дополни тельный отпуск за работу в ве чернюю я ночную смены мо жет устанавливаться только а случае, если работники чере дуются по сменам равномер но, как правило, через неде лю, в часы, предусмотренные графиком. Доплата установле на 'рабочим, мастерам, рукооо- дятелям участков, специалис там и служащим, работающим в двух и трехсменном режиме за ночную смену — 40 про центов часовой тарифной став ки, за каждый час работы за вечернюю смену (смену пред- шествукицую ночной) — в раз мере 20 процентов. Указанные доплаты за рабо ту на многосменном режиме вводятся за счет средств, зара батываемых трудовыми кол лективами в пределах фонда заработной платы и фонда ма териального поощрения пред приятий и организаций. В связи с тем, что доплаты за работу в многосменном режиме вводятся за счет средств, зарабатываемых тру довым коллективом, админист рацией совместно с профсоюз ным комитетам, с широким участием рабочих и специалис тов должны быть разработаны и осуществлены меры, обеспе чивающие накопление необхо димых средств на эти цели за счет повышения эффективностн производства. Предприятия, не имекнцие на эти цади средств фонда зара ботной платы и ФМП, опла ту производят за каждый час ночной работы в размере 1/7 дневного часа. 30 лет ударного труда Тридцать лет изо дня в день ходят, на работу в Грязиноное автотранспортное предприятие Николай Николаевич Усачев. Тридцать лет самозабвенного труда по одной — единствен ной специальности — слеса 1 ря по ремонту автомашин. При шел сюда еще совсем моло дым человеком, опыта не было, знаний не хватало я сноровка не та. Но любознательность, пытливость, неудовлетворен ность тем, что уже имеет, сде лали свое дело: пришел опыт, накопились зяаиия, руки при- •вьжли к полюбившемуся ремес лу. Год от года менялась тех ника, совершенствовалось ее устройство. Вместе с нею со вершенствовались знания и умение Николая Николаевича. Д потом пришло время, ког да доверили целую бригаду. Это уже новые заботы, другие взаимоотношения с товарища ми по работе. Но они всегда были ровными, деловыми, че ловечными. Пришлось Николаю Николаевичу многие годы быть наставаиком и учителем моло дых, тех, кто только-толжо начинал свой трудовой путь. И никто не может пожаловать ся на Н. Н. Усачева. Он отда вал им весь багаж зна ний, свои навыки, доб роту души и коррект ность Взаимоотношений. За все это молодые слесари пла тили ему уважением и добро совестным трудом на производ стве. А пример им, как всегда, показывал ветеран труда, за служенный человек в коллек тиве Николай Николаевич Уса чев. С большим уважением отзы вается о Николае Николаевиче Усачеве директор автоколонны Алексавдр Тимофеевич Гань- шин. — С такими людьми, как Николай Николаевич, приятно работать. Надежный человек. Как-то был случай, что срочно требовалось заменить коробку передач на автобусе. Очень трудоемкая работа. А сроч ность заключалась в том, что уже по технической неисправ ности сошло с линии две ма шины. Интервал движения рез ко увеличился, а на улице мо роз градусов 25. Так, Николай Николаевич остался после ра боты и отремонтировал авто бус. Своим товарищам по ра боте только и сказал: — Там же люди на морозе авторе ждут... На снимке: Н. Н. Усачев — бригадир слесарей Грязинского автотранспортного предприя тия. Фото с. Дмитриева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz